Сеть “Перекресток” и “Карусель” стали сотовым оператором
Розничные сети «Перекресток» и «Карусель» (компания X5 Retail Group) запустили собственного оператора сотовой связи «Аллё». Предложение рассчитано на аудиторию обладателей бонусных карт. Услуги будут оказывать по принципу виртуального оператора, который работает на технических мощностях МТС. В среду, 4 августа 2010 года, розничная компания X5 Retail Group объявила о запуске совместно с МТС виртуального оператора сотовой связи, к услугам которого смогут подключиться клиенты магазинов «Перекресток» и «Карусель» в Москве и Московской области. Проект получил простое название «Аллё»— слово, с которого начинает разговор по телефону 90% россиян.
Приобрести «симки» можно будет прямо на кассе или у специальных стоек в магазинах «Перекресток» и «Карусель». Оплату можно будет произвести там же, кроме того к услугам пользователей «Аллё» платежные терминалы.
Работать X5 Retail Group собирается по модели мобильного оператора MVNO (Mobile Virtual Network Operator). Само по себе это понятие весьма расплывчатое, которые включает различные схемы работы, начиная от спецпредложения оператора с отдельным подключением и сервисным обслуживанием (предложение «Джинс» от МТС в начале 2000-х, нынешний проект «Просто для общения „МегаФона“») и заканчивая ситуацией, когда сторонняя компания арендует чужие базовые станции и номерную емкость, но берет на себя все остальные технические и маркетинговые вопроcы.
Компания X5 выбрала средний вариант, так называемая маркетинговая схема MVNO. Ритейлер является держателем бренда «Аллё», организует продажи, сервисное обслуживание (правда, здесь не исключена помощь МТС), занимается тарификацией и рекламой. МТС, в свою очередь, отвечает за все технические аспекты, включая трансляцию сигнала, организацию биллинговой системы, выделение номерной емкости.
Коммерческий директор по работе с розничным рынком МТС Дмитрий Лапицкий уверяет, что абоненты «Аллё» и МТС будут равны в правах, а родные абоненты оператора не будут получать приоритет при прохождении сигнала.
Проектом «Аллё» руководит директор по корпоративным отношениям X5 retail Group Михаил Сусов, который в 2002–2005 годах работал первым вице-президентом МТС и в частности занимался проектом «Джинс», близким по своей сути к MVNO. Позже он возглавил телекоммуникационный холдинг Effortel, который участвовал в создании ряда виртуальных операторов в Европе.
Первый российский MVNO-оператор появился в 2003 году, а сейчас компаний работающих по схожим схемам насчитывается порядка десятка, вместе они обслуживают более миллиона абонентов (0,5% сим-карт, находящихся на руках у россиян). Наиболее успешными из них являются тариф-дискаунтер «Просто для общения» от «МегаФона», который организационно оформлен в качестве услуги независимого оператора, а также предложение «А-Мобайл», которое МТС распространяет через сеть «Ашан».
Следует отметить, что оба эти проекта не являются полноценными MVNO, так как в обоих случаях вся организация (и техническая, и маркетинг) лежат на одной компании. В случае с «А-Мобайл»— это просто особый тарифный план МТС, который можно найти только на полках магазинов «Ашан», сама розничная сеть не занимается продвижением тарифа и не является владельцем бренда «А-Мобайл».
«Просто для общения» и «А-Мобайл» предлагают очень низкие тарифы для общения внутри этих сетей. Внутри сети «Просто» стоимость минуты составляет от 5 до 45 коп, в «А-Мобайл»— 15 коп сверх 15 минут бесплатного общения внутри сети. В проекте «Аллё» также есть скидка на внутрисетевое общение. Таким образом, «Аллё»— это предложение-дискаунтер. Кстати, именно поэтому X5 не планирует выводить «Аллё» в Петербург, где действует оператор-дискаунтер Tele2.
Полноценные MVNO пока не получили распространения в России. Здесь достаточно вспомнить провал совместного проекта поволжского оператора СМАРТС и «Евросети», после которого президент «Евросети» пришел к выводу, что нужно заниматься исключительно профильным бизнесом, ибо «пироги печет пирожник, а сапоги тачает сапожник».
Бонусные баллы на мобильную связь
Представители X5 считают свою миссию исторической, по их мнению, от успеха их проекта будет зависеть в целом судьба схемы MVNO в России. На чем же основаны такие громкие слова ? Главной «фишкой» своего предложения ритейлер считает интеграцию мобильной связи с программами лояльности «Клуб Перекресток» и «Волшебная карта». Интеграция заключается в следующем: к сотовому номеру привязывается бонусная карта, бонусы накапливаются как за покупки в магазине, так и за входящие и исходящие минуты. Накопленные баллы можно тратить как товары, так и на оплату мобильной связи.
Вице-президент X5 retail Group Руслан Гурджиян утверждает, что при покупках в «Перекрестке» на сумму в 5 тыс руб в месяц, клиент может получить как минимум 30 бесплатных SMS и 30 голосовых минут от сотового оператора. Если покупатель тратит большие суммы единовременно, то количество бонусов возрастает.
Сеть магазинов «Пятерочка», также принадлежащая X5, пока за пределами проекта, так как в этой сети нет бонусной программы: магазины и так позиционируются как дискаунтеры. Руководитель PR-проектов X5 Светлана Витковская сообщила GZT.RU, что для клиентов «Пятерочки» будет разработан отдельный тарифный план, в котором учтут специфику этой сети.
В то же время в тарифе «1,2,3» есть скидка на общение внутри сети «Аллё» (минута разговора - 1руб), так что это будет способствовать вовлечению новых пользователей через друзей, родственников и знакомых уже подключенных абонентов, отмечает Потресов. С другой стороны, специфика торговли в супермаркете часто носит импульсивный характер, так что многие покупатели будут выбрасывать «симки» сразу после того, как выговорят предоплаченные минуты, поделился своим мнением эксперт. По его мнению, оператор «Аллё» ориентирован на нишевую аудиторию.
В самой компании X5 Retail Group рассчитывают подключить до полумиллиона абонентов за три года. В рамках России, где сейчас на руках у абонетов сотовых более 200 млн «симок» – это небольшое количество.
www.winline.ru