Реклама в Рунете: контекст достиг пика
В I полугодии 2007 г. объем рынка интернет-рекламы в России достиг $151 млн. Рост за отчетный период превысил 52%. На долю контекстной рекламы пришлось 58% расходов компаний на рекламу в Сети (около $88 млн.), а объем затрат на медийную рекламу, соответственно, составил $63 млн. Такие данные Ассоциации коммуникационных агентств России приводит в своем исследовании Discovery Research Group. По информации того же источника, за весь 2006 г. российский бизнес потратил на рекламу в интернете $210 млн., из них $110 млн. на контекстную рекламу. Доля онлайн-рекламы составила 3% от общего объема рекламного рынка России.
Как прогнозируют специалисты инвестиционной группы «Атон», в 2007 г. доля интернет-рекламы вырастет до 3,7%, объем рынка составит $300 млн. Ожидается, что в 2008 г. эта доля составит 4,9% ($500 млн.). В 2008 г. интернет-реклама в России обгонит радийную, на долю которой придется 4,8% рекламных затрат, и вплотную приблизится по доле общих расходов всех компаний на рекламу к рекламе в газетах (5,1%). В 2010 г. доля интернет-рекламы ожидается на уровне 7,5% ($1 млрд.), в 2015 г. - 10% ($2,1 млрд.).
Контекстная реклама сегодня составляет около 55% всего рынка интернет-рекламы в России, это наиболее активно растущий сектор, отмечают аналитики. «Тенденцией последних лет было удвоение сегмента контекстной рекламы, - говорит Дмитрий Чистов, директор по внешним связям компании «Бегун». - Медийная реклама остается инструментом крупных брендов, в то время как в контекст пришла масса средних и малых компаний, которые, что называется, побеждают числом. Думаю, что доля сегмента продолжит расти, тем более, что к нему все больший интерес проявляет крупный бизнес».
Другого мнения придерживается генеральный директор рекламного агентства «Роквел» Сергей Шкарупа. По его мнению, контекстная реклама достигла своего пика, и ее доля в ближайшие два года будет неуклонно снижаться. «Контекст уже начинает надоедать аудитории, многих раздражает его система кликов, к тому же, играет свою роль ценовая политика «Яндекса», «Рамблера» и «Бегуна», - считает Сергей Шкарупа. - Вообще, этот рынок сильно перегрет: когда высока конкуренция, спад неминуем. Следующий год станет переломным для контекстной рекламы, скорее всего, сегмент начнет видоизменяться в ближайшее время».
Эксперты солидарны в том, что интернет-реклама продолжит забирать клиентов у телевидения. «Цены на телевизионную рекламу в следующем году могут вырасти на 50-80%, о чем свидетельствует поведение такого игрока, как Video International. - рассказывает Дмитрий Чистов. - Это лишний повод компаниям обратить внимание на интернет». «Одним из главных преимуществ Сети по-прежнему является то, что ее основную аудиторию составляют обеспеченные люди, - подчеркивает Сергей Шкарупа. - К тому же, ТВ рассчитано на чистый брендинг». По его словам, одним из главных источников роста интернет-рекламы в ближайшие годы может стать развитие видеорекламы. «Это некий микс телевидения и интернета, никакой контекст, где задействован только один орган чувств - зрение, - его не перебьет», - уверен Шкарупа.
Большинство специалистов ожидают большего внимания к рынку интернет-рекламы крупнейших FMCG-брендов (производители товаров народного потребления). В 2006 г. FMCG-бренды только пробовали использовать интернет-рекламу в своих медиа-миксах, на которые пришлось лишь 9% всех доходов от размещения рекламы в Сети. Ожидается, что по итогам 2007 г. доля FMCG в онлайн-рекламе вырастет до 12%.
В секторе ИТ расходы на онлайновую рекламу уже составляют 15-20% совокупных рекламных бюджетов, в телекоме —12-15%, в автомобильном секторе —10%. В будущем ведущими интернет-рекламодателями станут автодилеры и автопроизводители (на них придется 18% всех измеряемых баннеропоказов), телекоммуникационные компании (15%) и сектор финансовых услуг (13%).