$2 млн. на убийство сети «Мой Круг»
Как стало известно CNews, в начале июля 2008 г. продюсерский центр BiGraf собирается запустить социальную сеть Professionali.ru. Инвестиции в проект составят $2 млн. Основная их часть пойдет на поддержку серверного оборудования и маркетинговую кампанию. Создатели сети планируют объединить в ней деловое сообщество «по отраслевым, профессиональным и географическим признакам».
«В Рунете до сих пор не существует ни одной социальной сети, которая бы изначально фокусировалась на установлении необходимых связей и деловом общении», — уверен основатель Professionali.ru Никита Халявин. Большинство из них, по его мнению, посвящены развлечениям и отдыху, а такие проекты, как «Мой Круг», допускают «грубейшие ошибки в позиционировании».
Основатели BiGraf — это четыре человека, рассказал CNews Сергей Борисов, один из соучредителей компании. Помимо Борисова, среди них — представитель производства, банковского бизнеса и рекламного сообщества. Их имена не разглашаются. По словам Борисова, «структур, которые профессионально инвестируют в интернет, в сообществе нет».
«В 2007 г. мы почувствовали, что Рунет на грани качественных структурных изменений, — рассказывает Сергей Борисов. — Мы проанализировали состояние российского рынка, сопоставили с трендами по развитым странам, по Америке, по Европе, и решили, что в данный момент самое время инвестировать в нишевые проекты в интернете».
Через год Professionali.ru должны привлечь 1,5 млн пользователей, а в течение 2–3 лет выйти на окупаемость, планируют инвесторы. Вернуть вложенные деньги BiGraf намеревается за счет капитализации проекта: «скорее всего, в дальнейшем речь пойдет о частичной реализации пакета акций сети».
Первое время реклама на сайте продаваться не будет. Зарабатывать «Профессионалы» намерены на предоставлении посетителям «таких привилегированных сервисов, за которые они сами захотят платить». «Это будет включать в себя и разные корпоративные решения по подборке рекомендованных профессионалов, — говорит Никита Халявин, — и обзор пользователей, управляющих бизнесами, схожими с вашим, и повышенная секретность профилей, и т.д.».
$2 млн — довольно большая сумма, полагает Леонид Делицын, эксперт-консультант ИК «Финам». Но чтоб добиться заявленных показателей, значительную часть этой суммы, по его мнению, придется потратить на маркетинг. Однако, как думает Андрей Морозов, управляющий директор «ВТБ Фонд Венчурный», этих денег не будет достаточно, дабы вывести сервис на окупаемость.
Инвесторы с симпатией относятся к подобным интернет-проектам, рассчитывающим зарабатывать не на рекламе, а на предоставлении платных сервисов, уверен Делицын. Но не до конца понятно, насколько концепция проекта будет совпадать с российской бизнес-культурой, говорит Морозов, захотят ли представители бизнеса делиться информацией о своих контактах в интернете: «это будет самым главным фактором, который позволит проекту набрать критическую массу пользователей». Кроме того, по мнению Морозова, успех проекта будет зависеть от того, насколько опытна его команда.
Перед глазами, по мнению Делицына, пример стремительно растущей американской сети LinkedIn — ее стоимость, по некоторым оценкам, достигла $1,3 млрд, а в конце 2007 г. ходили слухи о том, что ее расчитывает купить News Corp. Российская сеть с близким позиционированием — «Мой Круг» — в начале 2007 г. была куплена «Яндексом». По экспертным оценкам, ее цена в таком случае была близка к $1,5 млн.
«„Мой Круг“ — достойная социальная сеть, и движок у них хороший, но они специализируются на общении как таковом, и нельзя сказать, что они работают целенаправленно на профессиональное сообщество, — полагает Сергей Борисов. — Развитие идет таким образом, что выигрывают те, кто фокусируется на узких сегментах. Мы считаем, что сможем отвоевать ту аудиторию, которая нуждается в упорядочении и развитии именно деловых связей».
В компании "Яндекс" затруднились оценить Professionali.ru, "потому как сервис еще не начал работать". "Что касается размера инвестиций, то, как известно, между количеством денег и качеством проекта прямой зависимости нет, - говорит Антон Забанных, глава группы сервисов персонального общения компании "Яндекс". - Успех сервиса гораздо больше, чем от денег, зависит от умения найти интересную идею и грамотно ее реализовать". По его словам, "Мой Круг" активно развивается, а количество зарегистированных пользователей сети с момента покупки "Яндексом" выросло почти в 10 раз.
«В „Финам“ также поступают предложения от создателей подобных проектов, среди которых есть очень интересные», — говорит Делицын. Однако о планах по инвестированию в них представитель «Финама» распространяться не стал.
BiGraf в дальнейшем имеет намерение вкладываться и в другие интернет-сервисы. Среди них — площадка по недвижимости и classifieds — проект бесплатных объявлений. Они будут запущены в течение этого года. Суммы при этом, по словам Борисова, будут сопоставимы с той, что досталась Professionali.ru. В целом, в портфеле компании есть и более узкие нишевые проекты, но пока они «на уровне кандидатов на открытие инвестиций или тестирования идей».
Создатели Professionali.ru планируют объединить представителей российского бизнеса в социальную сеть
www.cnews.ru