ЛК: Спам в мае 2009 года
«Лаборатория Касперского» обнародовала ежемесячный отчет с результатами анализа активности спамеров в Интернете.
Согласно представленным данным, в мае доля спама в почтовом трафике по сравнению с апрелем увеличилась на 2% и в среднем составила 84,7%. Самый низкий показатель отмечен 2 мая — 76,8%, больше всего спама зафиксировано 17 числа — 88,9%. Вредоносные файлы содержались в 0,03% электронных сообщений, ссылки на фишинговые сайты находились в 0,69% всех электронных писем. Последнее время фишеры предпочитают совершать атаки на популярные ресурсы PayPal и eBay и меньше внимания уделяют банковским системам.
Вместе с тем, инициаторами рассылок спама четырех из пяти тематических рубрик, попавших в мае в топ, были сами спамеры. В спамовых письмах рубрик «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (32,4%), «Реклама спамерских услуг» (18,5%), «Реплики элитных товаров» (10,8%) рекламируются товары и услуги, предлагаемые самими спамерами. Большинство порносайтов, реклама которых рассылается в спаме «для взрослых» (6,9%), по многим признакам также контролируется спамерами.
Единственной рубрикой из пятерки лидеров, в которой заказчики рассылок не имеют непосредственного отношения к спам-бизнесу, оказалась рубрика «Образование» (7,9%). В мае широко рекламировались ресурсы, на которых якобы можно получить доступ к заданиям и ответам ЕГЭ. На всех сайтах, протестированных ЛК, оплативший услугу получал «уникальную» возможность познакомиться с… тренировочными заданиями прошлых лет. На многих из них предлагалась «SMS-поддержка» на экзамене, предполагающая отсылку SMS-сообщения на короткий номер. Специалисты ЛК напоминают, что дорогие SMS-сообщения, отправленные на короткие номера, часто используются мошенниками для наживы.
Популярной темой мая стала «борьба» со свиным гриппом. Ссылки в спам-письмах, якобы ведущие на сайты с информацией о препарате «Тамифлю», вели на сайты, предлагающие контрафактные виагру и циалис.
Майские праздники также не оставили спамеров равнодушными. Поздравления и стандартные открытки рассылались для того, чтобы донести до пользователей рекламную информацию. Цинично воспользовалась торжествами в честь Дня Победы одна из крупных спамерских компаний. Под торжественными словами о победе над фашизмом она разместила свой слоган: «Наши письма доходят всем».
В техническом отношении спамеры не продемонстрировали ничего принципиально нового. Чтобы увеличить эффективность доставки писем в ряде случаев рассылались картинки, где каждый символ сообщения был записан на фоне четырехугольников разного цвета и размера. Как показывает практика, столь изысканно оформленные письма становятся практически нечитаемыми.
Специалисты ЛК прогнозируют, что в июне может увеличиться процент спама, связанного с образованием, так как многочисленные мошенники стремятся извлечь выгоду из предэкзаменационного «мандража».
www.securitylab.ru