Стартапы Силиконовой долины снова купаются в деньгах
Интернет-бум версии 2.0 продолжается, компании со смешными названиями, маленькой выручкой и несколькими клиентами продолжают привлекать огромные суммы от инвесторов. Последние, забыв о неприятных последствиях бума дот-комов, демонстрируют все симптомы заболевания, известного как "иррациональная эйфория", пишет The New York Times. Получить представление о некой "болезни", охватившей интернет-инвесторов, можно путем проведения нескольких показательных сравнений.
Весьма популярная социальная сеть Facebook, с не столь блестящим и очевидным финансовым будущим и настоящим, за свою историю получила $15 млрд инвестиций. Ровно столько же стоит половина Yahoo!, в которой работает в 38 раз больше сотрудников, чем в Facebook, и чья выручка больше таковой у социальной сети в 32 раза. Google, чьи акции недавно преодолели отметку в $600, но чья выручка меньше чем у IBM в 8 раз, теперь стоит больше, чем последняя. В широком смысле, интернет-проекты привлекают инвесторов не столько доходами, сколько способностью собирать вокруг себя аудиторию интернет-пользователей. Отдельные эксперты заявляют, что именно это и было той "пеленой", которая накрыла глаза участников рынка в конце 90-х и способствовала краху доткомов. Вернувшийся потрясающий рост рынка сегодня удивляет даже бывалых инвесторов, специализирующихся на интернет-проектах.
Каждый день на рынке появляется все больше интернет-проектов, мечтающих `откусить кусочек пирога` денег инвесторов
Тим О`Релли (Tim O'Reilly), создатель термина "Web 2.0", предупреждает рынок, что когда "пузырь надуется снова, опять очень много людей останутся без работы". Еще одним подтверждением мнений пессимистов стали недавние заявления покупателей Skype - представителей eBay - что в свое время они явно переплатили за VoIP-стартап. "Интернет-компании покупают пользователей, вместо того, чтобы покупать прибыль и доходность", говорят эксперты. Как и во время бума доткомов, интернет-стартапам не нужно показывать хорошие финансовые результаты для того, чтобы получать значительные инвестиции.
С другой стороны, многие эксперты указывают на большую разницу в экономических факторах, сопровождающих бум доткомов и пузырь 2.0. Интернет-аудитория растет стремительными темпами, и все больше денег тратится не рекламу в интернете. Затраты на ведение бизнеса стремительно сокращаются, осознали перспективы и преимущества интернета традиционные СМИ. По мнению оптимистов, никакого пузыря нет вовсе - имеет место лишь рациональное стремление не упустить потенциально огромные рынки.
www.cnews.ru