Новогодний шопинг: россияне отстают
Исследовательская компания comScore зафиксировала в США новый рекорд по онлайн-продажам в рождественский и предновогодний периоды. Американцы потратили на покупку в Сети с 1 ноября по 21 декабря 2007 г. в общей сложности около $26,29 млрд., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 19%. Самым доходным днем для интернет-магазинов стал так называемый «Зеленый понедельник» — второй понедельник декабря, в который жители США потратили $881 млн., что на 33% превышает показатели за тот же день 2006 г.
В этом году нестабильная экономика США оказала свое влияние на потребительские предпочтения — различные предметы роскоши, ювелирные изделия показали значительное снижение темпов роста онлайн-продаж. Также ухудшили свои показатели часы и цветы, в то время как более прагматичные товары — мебель, бытовые приборы и электроника — показали значительный рост (около 70%, в отдельных интернет-магазинах — до 110%), пишет The New York Times. Повышенного внимания со стороны покупателей удостоились видео-игры, консоли и соответствующие аксессуары. Лидером продаж, по данным Nielsen Online, стала Nintendo Wii, а последнее место получила Xbox 360 — на ее долю пришлось 7,7% всех продаж.
Показатели онлайн-продаж игровых консолей в США в предрождественский период
Игровая консольДоля от общих продажNintendo Wii20.0PlayStation 215.0Nintendo DS14.5Sony PSP12.4Xbox 3607.7
Феликс Мучник, генеральный директор SoftKey, вовсе заявил, что в предновогодний период «бум продаж в SoftKey не отмечается, идет стабильный спрогнозированный рост, который наблюдался в течение года». С другой стороны, Антон Пермогоров, руководитель отдела интернет-продаж компании «Эльдорадо», указал на достаточно высокий рост продаж в декабре (начиная с первого понедельника декабря по отношению к ноябрю) — до 100%.
С такими показателями роста продаж интернет-магазина «Эльдорадо» совпадают экспертные оценки самых популярных в этом году товарных категорий у интернет-покупателей. Михаил Ятковский, представитель Ozon.ru, отметил, что если в прошлом году тенденция преобладания в росте «праздничных» онлайн-продаж электроники только намечалась, то сейчас она проявила себя в полную силу. На втором месте, по его мнению, находятся подарочные «модификации» привычных товаров — коллекционные издания дисков, подарочные наборы, дорогие альбомы и т.д.
По оценкам Элины Юриной, лидерами по темпам роста продаж стали ювелирные магазины, цветы, бытовая техника и книги. Антон Пермогоров рассказал, что наибольшей популярностью пользуются дорогие цифровые товары (ноутбуки, мобильные телефоны и т.п.). «Покупатели активно заказывают и такие классические товары из ассортимента «Эльдорадо», как стиральные машины и холодильники, плазменные и ЖК-телевизоры», заметил он.
Общий объем онлайн-продаж в Москве за декабрь, по оценкам Юриной, составит $140-160 млн., по регионам — около $80 млн. «В Москве рынок онлайн-шопинга уже сформировался: жители столицы, да и других крупных мегаполисов, с их перманентной нехваткой времени, оценили преимущества приобретения товаров через Интернет. Для многих онлайновый шопинг сегодня стал совершенно обыденным занятием. То есть тенденция налицо — популярность интернет-продаж растет в разы год от года», объясняет Пермогоров.
«Пока покупки в интернет-магазинах получили распространение только в крупных городах, прежде всего, Москве и Санкт-Петербурге, на которые приходится 70% оборота российского рынка электронной коммерции. Это связано с более высокой покупательной способностью населения этих городов, а также хорошим проникновением интернета», — соглашается с ним Юрина. Создание федеральных сетей для московских магазинов пока затруднительно в силу неразвитости служб доставки, из-за чего покупателю приходится ждать товар неделями, а его стоимость заметно возрастает: «Альтернативная стратегия — открытие собственных складов в крупных городах, но это требует существенных инвестиций, на которые пока идут только крупнейшие игроки, например, Ozon.ru». Однако тенденция создания региональной логистической инфраструктуры, скорее всего, будет основополагающей для лидеров российской электронной коммерции в ближайшие годы: «Одновременно в крупных региональных центрах постепенно создаются собственные интернет-магазины. Если в Москве оборот электронной коммерции растет на 30% в год, то в регионах этот показатель превышает 50%», заключила Юрина.
О проблемах с логистикой говорит и Михаил Ятковский: «Очень важны возможности интернет-магазина по обеспечению качественной логистики, доставки — для покупателей важнее всего получить свои подарки до Нового Года». Новогодний всплеск спроса и необходимость его удовлетворения являются очень серьезной нагрузкой на всю инфраструктуру интернет-магазина, напоминает эксперт. Выдача же товаров в специальных пунктах выдачи связана с ресурсными затратами уже не интернет-магазина, а временными затратами самого покупателя.
«Культура онлайн-шопинга только начинает приживаться у российских пользователей, — сетует Мучник. — Постепенно становится повседневностью заказ товаров и услуг в интернет-магазинах, набирают популярность электронные платежи, медленно, но верно растет доверие к сетевым продавцам». Участники рынка с оптимизмом смотрят в будущее: «В целом, рынок электронной коммерции растет и развивается большими темпами, к нему сейчас устремлено внимание правительства — приводится в порядок законодательство, утверждаются новые правила для участников рынка», — говорит Мучник.
Эксперт отметил, что, как следствие, со временем отсеются недобросовестные компании и утвердятся надежные игроки, а это, в свою очередь, повысит доверие клиентов и, соответственно, отразится на продажах. «В перспективе мы рассчитываем, что динамика роста интернет-продаж еще долго будет опережать динамику роста розницы, и через 10-15 лет мы придем к рынку с устоявшимся соотношением между розничными и онлайновыми продажами», — заключил Пермогоров.
www.cnews.ru