“Лаборатория Касперского” представляет отчет о спаме в декабре
"Лаборатория Касперского" представляет очередной отчет по спам-активности в Рунете за декабрь 2008 года.
В декабре доля спама в почтовом трафике, упавшая в ноябре после закрытия McColo, вернулась на прежний уровень, увеличившись на 7,7%. В последнем месяце уходящего года она составила в среднем 81,4%, "порадовав" самым низким (74,0%) и самым высоким (89,9%) показателями 16 и 21 декабря соответственно.
В декабре доля писем, содержащих фишинговые ссылки, незначительно (на 0,02%) увеличилась по сравнению с ноябрем и составила 0,78%. Фишеры действовали по сценарию минувшего месяца - излюбленной мишенью стали платежные системы (PayPal (38,8%) и AmericanExpress (19,5%)).
В России наибольшему количеству атак подверглась одна из популярных бесплатных почтовых систем Mail.Ru. Изобретательные хакеры прибегли к новым хитроумным уловкам при оформлении писем, нацеленных на получение логинов и паролей клиентов этого сервиса. Пользователю приходило электронное сообщение о якобы полученном письме. Для его просмотра требовалось ввести цифры, указанные на картинке. Правильность ввода цифр не имела значения: кнопка "Прочитать" являлась ссылкой на сайт с фальшивой страницей авторизации.
Несмотря на то что в декабре состав пятерки лидирующих тематик спама остался практически прежним, наметились небольшие изменения. Прогноз, сделанный нами в прошлом месяце, оправдался: спам "Для взрослых" (15,5%) уступил первое место рубрике "Медикаменты; товары и услуги для здоровья" (25,3%). Причина - существенное уменьшение части спама "Для взрослых" (на 8,5% по сравнению с ноябрем) наряду с заметным увеличением количества русскоязычных предложений виагры.
Напомним, что всплеск рассылок, рекламирующих сайты для взрослых, сопровождался мошенническими манипуляциями - пользователей вводили в заблуждение относительно цены SMS-сообщений, которые требовалось послать для просмотра контента. Логично было предположить, что пользователи рано или поздно перестанут попадаться на одну и ту же удочку, что и произошло. Вероятно, вновь занявшая первое место рубрика "Медикаменты; товары и услуги для здоровья" надолго останется лидером рейтинга спам-тематик.
Рубрика "Образование" (8,1%), в большей доли писем которой предлагалось заказать курсовую работу или купить поддельный диплом, осталась на третьей позиции. Также, вопреки ожиданиям, приближавшиеся длительные новогодние праздники не повысили рейтинг тематики "Отдых и путешествия" (6,8%), которая опустилась с четвертой на пятую позицию. Предложений о проведении досуга стало меньше - вероятно, внёс свою лепту переживаемый миром сложный период экономического кризиса.
В русскоязычных рассылках, независимо от рекламируемых товаров или услуг, спамерами чаще всего обыгрывалась тема экономического кризиса. А вот в англоязычных спамерских письмах чаще встречалось имя Барака Обамы.
Так, в одной из рассылок рекламировались тарелки с изображением Обамы. При попытке заказать сувенир получатель перенаправлялся на шаблонный спамерский сайт, на котором о тарелках даже не упоминалось. На сайте у разочарованного посетителя была возможность "отписаться" от подобных рассылок. Скорей всего, эта акция была направлена на проверку активности адресов, входящих в спамерские базы.
Еще неожиданнее было использование имени избранного американского президента в публикации, рекламирующей специальную подушку от храпа. Название сайта, на который предлагалось пройти получателю, дословно можно перевести как "Обама при исполнении".
Спамеры продолжают использовать в корыстных целях популярность вышеупомянутого сервиса Mail.Ru. В декабре в спаме встречались извещения о выигрышах в лотерею, разосланные якобы администрацией этого хостинга. Призовые суммы варьировали от 250 до 800 рублей. О мошенническом характере рассылки свидетельствовало содержавшееся в письмах условие: для получения "выигрыша" требовалось послать SMS-сообщение на четырехзначный номер.
Спамерские методы и трюки по-прежнему поражают разнообразием. В конце года англоязычные спамеры активно использовали ссылки на сервисы google.com. В файлохранилище docs.google.com было размещено множество страниц с рекламой виагры, порнографии или реплик элитных товаров. Это позволило спамерам разработать огромное количество писем с уникальными ссылками, что должно было затруднить работу спам-фильтров.
Еще одним способом, с помощью которого спамеры пытались обойти антиспамовую защиту, стало размещение рекламной информации на форумах и блогах. Специально для этого на различных (не всегда самых популярных) ресурсах спамеры регистрировали аккаунты. В спамовом письме содержалась ссылка, по которой получатель проходил на пост блоггера или профиль участника форума, где был размещен адрес сайта, рекламирующего товары/услуги. Особой популярностью этот прием пользовался у русскоязычных спамеров.
В первой половине января можно ожидать рост части спама по отношению к легитимным письмам, связанный, однако, не столько с усилением собственно спамерской активности, сколько с уменьшением объема деловой переписки.
Напоминаем, что в периоды праздников мошенники активно применяют методы социальной инженерии, рассчитанные на веру потенциальных жертв в чудо. Если, вернувшись из поездки и разбирая праздничную почту, вы вдруг обнаружите извещение об огромной сумме внезапно полученного наследства или фантастическом выигрыше, помните, что, скорее всего, его послал "плохой Санта".
citcity.ru