Интернет-СМИ дожимают печатную прессу
На 1 января 2008 г. в России было зарегистрировано 92850 средств массовой информации, из них 73078 — печатных, 19772 — электронных. Об этом сообщил шеф Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия (Россвязьохранкультуры) Борис Боярсков. Он отметил, что с каждым годом количество зарегистрированных СМИ в стране растет. Так, в 2007 г. было зарегистрировано 9111 СМИ, из них более 6,9 тыс. — печатные. В 2006 г. было зарегистрировано 7 тыс. СМИ.
За последние пять лет количество зарегистрированных СМИ в России выросло более чем вдвое. Как в начале 2003 г. сообщало Министерство печати (в то время обладавшее полномочиями регистратора), всего было зарегистрировано 37 тыс. печатных и 6 тыс. электронных СМИ. Таким образом, доля электронных СМИ с 2003 г. увеличилась примерно в 1,5 раза — с 14% до 21%.
Участники рынка считают, что доля электронных СМИ продолжит расти. По мнению Александра Назарова, главного редактора электронной газеты Utro.ru, увеличение доли электронных СМИ может происходить по нескольким причинам. Одна из них — возможное ужесточение требований к регистрации со стороны государства. Пресс-секретарь Россвязьохранкультуры Евгений Стрельчик рассказал CNews, что ведомство не видит необходимости регистрировать все интернет-сайты в качестве СМИ. По его словам, Борис Боярсков придерживается позиции, что «регистрировать сайт или нет — личное дело владельца сайта».
Глава Россвязьохранкультуры Борис Боярсков убежден, что в регистрации всех интернет-сайтов как СМИ нет необходимости
При этом нельзя забывать об ответственности при нарушении законодательства, говорит Стрельчик. В 2007 г. Россвязьохранкультуры направлено в суд несколько сотен обращений о закрытии СМИ. Впрочем, основной причиной, по которой выносится судебное решение о ликвидации СМИ, является невыход издания сроком более года. Также в 2007 г. было вынесено 74 предупреждения за нарушения требований ст.4 (рассылка экстремистских материалов) закона «О средствах массовой информации».
Александр Назаров выделяет еще несколько причин, по которым доля интернет-СМИ будет расти в дальнейшем — это возникновение новых серьезных инвестиционных проектов, а также возникновение мелких СМИ с небольшой аудиторией, специализированных интернет-изданий, своеобразных демо-версия-версий для обкатки планирующихся к запуску «бумажных» проектов.
Что касается бумажной прессы, то здесь показателен пример Запада. В последние годы целый ряд американских изданий поменяли привычный облик с целью экономии бумаги. Летом 2007 г. The New York Times сделала полосы тоньше, а страницы уже. Соответственно количество информации на одной странице уменьшилось на 10%. По такому же пути пошли в свое время, например, USA Today и Wall Street Journal. Медиагруппа Time весной 2007 г. закрыла печатную версию журнала Life и с тех пор публикуется только в интернете. Тогда же американская Газетная ассоциация опубликовала исследование, согласно которому общий тираж газет, выходящих в рабочие дни, сократился за полгода на 2,1%, а прессы выходных дней — на 3,1%.
www.cnews.ru