Google – «империя зла»
Google становится «империей зла», заявляет Сергей Белоусов, руководитель известного разработчика решений в области виртуализации Parallels: «Любая компания намеревается стать монополией, но не всякая может, а если становится, то старается максимально «выжать» из этого. С точки зрения пользователей Microsoft, Apple и даже более мелкие Facebook, Yahoo и Amazon уже можно назвать монополиями в своих областях. Но для конечного потребителя негативные последствия действий этих империй наступят гораздо позже, чем зло, которое уже в данный момент несет Google производителям ПО, оборудования и сервисов», — пояснил он CNews.
Ситуацию с Google Белоусов сравнивает примером IBM, на мейнфреймах которого «все «застряли» в свое время». IBM поставляла железо, ОС, приложения, системы управления инфраструктурой. До сих пор те, кто используют их мейнфреймы, являются заложниками этой серверной инфраструктуры, и вынуждены платить большие деньги за «продолжение существования». В отличие от IBM тех времен Google еще и имеет доступ к данным пользователей, то есть имеет потенциал контроля, который не расчитывает ни с кем делить. «Участие партнеров Google ограничено рамками вознаграждения за привлечение клиентов, а прямые взаимоотношения с конечными пользователями имеет только Google», — говорит Белоусов.
Глава Parallels полагает, что крупные компании, такие как Google, Microsoft, IBM серьезно изменят облик ИТ-рынка. Возникнут «империи», использующие всякие типы «облачных вычислений», которые поделят рынок на проприетарные и непроприетарные инфраструктуры.
В этом с ним солидарны аналитики Gartner. По мнению Джима Талли (Jim Tully), вице-президента и старшего аналитика в условиях серьезного спада экономики компании будут отходить от использования собственного оборудования и ПО в сторону сервис-ориентированных технологий и «облачных вычислений» (cloud computing). Им придется это сделать, потому как даже при нынешнем финансовом кризисе компании в этом году потратят по прогнозу Gartner ИТ свыше $3,4 трлн, что на 8% больше, чем в год назад. Это снизит расходы в одних областях применения и повысит спрос на новые ИТ-продукты, однако эффект роста от таких технологий проявится только в долгосрочной перспективе.
Сергей Белоусов думает, что возникнет пять основных типов «облаков», причем самым крупным из них станет «облако Google». Исходя из его концепции, Google станет аккумулировать все достижения ИТ-отрасли, но при этом не будет зависеть от какого-то одного производителя оборудования или программ. Такое положение вещей у Google наблюдается и в данный момент — компания делает ставку на собственные разработки (по оценкам Gartner у Google наиболее крупная из существующих инфраструктур, насчитывающая 1,4 млн серверов), потому как хочет полностью контролировать своих пользователей и поставщиков.
Второе крупное «облако» создаст у Microsoft. Как и у Google, у софтверного гиганта есть обширные внутренние резервы контролировать сообщество разработчиков.
Третий тип «облаков» будет характерен для таких компаний, как IBM, Apple, EMC, HP, Amazon, Facebook, Adobe. Предложив своим клиентам услуги по удаленным вычислениям и хранению данных на базе ежемесячной платы, убедят их мигрировать в среду Web 2.0, которая открывает для производителей приложений многочисленные потенциал.
Четвертый тип «облаков» образуют небольшие независимые изготовители ПО (Independent Software Vendor, ISV) — их обороты, по оценкам Белоусова, в данный момент составляют порядка 15% от мировой ИТ-индустрии. За пятым типом будут стоять телекоммуникационные компании. Два последних типа в силу определенных факторов не будут использовать проприетарные решения.
Главная особенность такого ИТ-рынка будущего, по мнению Белоусова, состоит в том, что «если предпосылки для обвинений в тотальном контроле есть, то обвинения будут иметь место. В результате пострадают клиенты, а значит, изменится вся ИТ-экосистема».
Как иллюстрацию влияния Google на пользователей аналитик Gartner Том Остин (Tom Austin) приводит выбор CRM-решения Salesforce.com, который в этом качестве использует пакет веб-сервисов Google — Google Apps, Gmail, Google Calendar и Google Talk. «Компания платит за использование коммерческих версий сервисов по 5 фунтов стерлингов ежедневно и вряд ли Google сможет получить серьезную прибыль, но их использует все большее и большее число людей». По результатам опросов ИТ-менеджеров, 6% сотрудников сегодня используют какой-либо продукт Google более часа в день, а 33% обязательно хотя бы раз в день запускают GMail или Google Apps.
Аналитики и производители предрекают Google роль крупнейшей «облачной» империи
www.cnews.ru