ФСБ и ФСО имеют самые закрытые сайты
Исследование проходило в рамках проекта «Мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)» и стало уже третьим подобным проектом института, реализованным с 2005 г. Исследование, занявшее период с марта по декабрь 2007 г. затронуло 87 существующих в настоящее время порталов ФОИВ. Кроме того, институт обозначил два новых для себя направления, составив рейтинги сайтов исполнительной и законодательной ветвей власти в регионах РФ.
К шести критериям, по которым оценивалось соответствие порталов требованиям исследования, — наличие информации, ее полнота, актуальность, доступность, необходимость информации для конкретного ведомства, ее социальная значимость — добавилось освещение сайтами мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов.
По словам юриста ИРСИ Елены Голубевой, несмотря на то, что содержание официальных сайтов порой оставляет желать лучшего, положительная динамика налицо. «К прорывам года я бы отнесла сайт Федеральной миграционной службы: с 84 места он поднялся на 14. Также хорошо себя показали сайты Федерального казначейства и Агентства по особым экономическим зонам — с 29 и 76 мест сайты ведомств сумели ворваться в Топ-10 и занять там 4 и 7 места соответственно», — комментирует динамику рейтинга Голубева.
Органы госвласти, имеющие самые открытые сайты №Орган госвласти1Министерство чрезвычайных ситуаций2Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору3Министерство экономического развития России4Федеральное казначейство5Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости 6Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 7Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами8Министерство иностранных дел России9Федеральная налоговая служба России10Федеральная антимонопольная служба России Утрата рядом сайтов позиций по сравнению с прошлым исследованием не означает уменьшения их открытости, говорит юрист. «Перетасовки объясняются изменением критериев оценки — в этом году мы учитывали освещение сайтами состояния приоритетных нацпроектов. Также росло качество сайтов ведомств, ранее пребывавших на периферии рейтинга», — отмечает она.
Заметим, что средняя открытость сайтов по сравнению с прошлым отчетом ИРСИ выросла: если в 2006 г. отчет показывал средний уровень открытости в 23,5%, то по итогам 2007 г. он составил почти 27% (10% в 2005 г). Лучший результат — 49,25% — у лидера рейтинга, сайта МЧС.
Говоря об аутсайдерах, отметим не изменившееся положение сайтов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, расположившихся в замыкающей десятке со средним показателем открытости в 17%. Федеральное агентство по обустройству государственной границы, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и государственный комитет по делам молодежи замыкают рейтинг с нулевым показателем, как не имеющие сайтов на момент проведения исследования.
Что касается открытости веб-представительств региональных властей, то ее средний уровень в ИРСИ оценивают в 30%. Рейтинг открытости законодательных веб-ресурсов уверенно возглавляет Санкт-Петербург, набравший 70,36%, Ханты-Мансийский автономный округ с 63,13% занимает первое место в списке сайтов исполнительных органов власти. «В сегменте порталов региональной исполнительной власти лидирует Северо-Западный федеральный округ, представленный в двадцатке сразу шестью субъектами, сильны позиции округа и в сегменте сайтов законодательной власти на местах (три позиции в десятке). Отмечу хорошие показатели Уральского федерального округа. Аутсайдером по обоим направлениям можно назвать Южный федеральный округ», — оценивает исследование региональных сайтов Голубева.
Директор ИРСИ Иван Павлов говорит, что в дальнейших планах института — исследование механизмов предоставления государственных услуг посредствам Сети. «Если предоставление этих услуг не будет соответствовать законодательству, каждый такой случай будет оспариваться нами в судебном порядке», — говорит Павлов.
Напомним, что институт имеет обширную судебную практику, высшей точкой которой можно назвать победу ИРСИ в деле о доступности текстов ГОСТов в интернете.
www.cnews.ru