Финансы россиян упрячут в мобильник
По мнению авторов стратегии (см. текст документа, pdf), россияне до сих пор имеют чрезвычайно низкий уровень доходности финансовых услуг, а многие граждане вообще не знакомы или не имеют доступа к банковским услугам. Стратегия предлагает комплекс взаимоувязанных мероприятий для решения этой проблемы и предлагает перечень необходимых институциональных, организационных и нормативных изменений, подчиненных ключевой задаче — повышению доступности финансовых услуг на всей территории Российской Федерации. По мнению разработчиков, новые ИКТ-сервисы позволят предоставлять финансовые услуги дистанционно — вне служебных помещений банков, что, в свою очередь, повысит их доступность для населения.
Устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых эффективных технологий, — оно зависит и от готовности населения воспринимать и использовать эти технологии. Поэтому составным компонентом стратегии стала Программа повышения финансовой грамотности граждан. Разработчики документа уверены, что все россияне должны отчетливо представлять и понимать то, каким образом с выгодой и как можно использовать все предлагаемые новые финансовые продукты, в первую очередь, это относится ко всей линейке продуктов из сферы высоких технологий. В пропаганде новых идей и технологий в этой сфере активное участие должно принять государство.
Один из разработчиков документа, вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов уверен, что дискуссии о терминалах уже в прошлом, а будущее — за мобильной коммерцией. «Уверен, что развитие сферы мобильной коммерции приведет к тому, что нынешние бурные споры и дискуссии о терминалах или вокруг создания почтового банка на самом деле станут выглядеть как попытка навязать ретроспективные обсуждения — своего рода дискуссии о прошлом, — говорит Иванов. — Уже недалеко то время, когда мобильные телефоны откроют массовый доступ нашим гражданам к финансовым сервисам и кредитным операциям».
Начальник отдела развития инновационных технологий Минсвязи РФ Леонид Парамонов отметил, что отчетливый сегодняшний тренд — это стремление всех государств, правительств, общественных объединений и организаций предоставить гражданам дистанционные банковские услуги. Мининформсвязи как федеральный орган исполнительной власти также полагает эту задачу одной из основных для себя. Тем не менее, ведомство поддерживает не все предлагаемые изменения. Так, по словам Парамонова, введение института электронных денег требует сильного изменения существующего законодательства и «есть понимание, что сегодня нет необходимости введения отдельного термина — электронные деньги».
Парамонов заметил, что в понимании Миниформсвязи микроплатежом является сумма в размере 5000 руб. — такая сумма была определена с тем, в надежде можно было осуществлять платежи с помощью мобильного телефона. Высказавшиеся в ходе дискуссии представители Центрального банка, банковских и бизнес-структур отмечали, что конкуренты банков часто оказываются в более выигрышной ситуации, когда, предлагая одни и те же финансовые услуги гражданам, действуют совсем в другом правом поле. В первую очередь, это относится к услугам связи и телекоммуникационным услугам. Предложенный перечень законодательных изменений, по мнению разработчиков, снимет имеющиеся проблемы, создаст всеохватывающую финансовую систему, сделает финансовые услуги более доступными населению.
Анатолий Аксаков: самый большой «тормоз» при внедрении инноваций — идентификация граждан при проведении всех банковских операций
www.cnews.ru