E-правительство набирает популярность
Изучение уровня и характера востребованности услуг электронного правительства на региональном и муниципальном уровне, осуществленное Агентством социальной информации (АСИ) при поддержке Партнерства для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР) показали следующие результаты. К сторонникам идеи предоставления органами государственной власти услуг гражданам через интернет отнесли себя 56,1% опрошенных лиц (53% на аналогичный период 2006 г.). К противникам идеи оказания правительственных услуг через интернет себя отнесли около 16,1%, тогда как в 2006 г. этот показатель достигал 30% опрошенных. В опросе участвовали 500 петербуржцев старше 18 лет.
Среди условий, сопутствующих готовности использования в диалоге с властью ИТ-решениями, на первый план выходит их доступность. 40% опрошенных указали именно на этот фактор. На наличие технических средств — компьютера и доступа в интернет — обратили внимание 22% респондентов, еще около 10% из этой группы выбрали ответ «… если услуга будет недорогой».
На содержательные аспекты услуг электронного правительства обратили внимание 35% тех, кто готов воспользоваться ими. В частности, 17,5% обозначили фактор необходимости в услуге и столько же указали в качестве условия наличие «бесплатной и актуальной информации на их сайтах». На важность обеспечения надежности получаемой информации и соблюдение конфиденциальности данных обратили внимание 20% респондентов.
По словам Андрея Чугунова, генерального директора Северо-Западного ПРИОРа, в России на данный момент происходит рост информатизации веб-представительств федеральных и региональных органов власти, административных и политических деятелей, многочисленных информационных и образовательных порталов. «Идет сложение первоначальной инфраструктуры так называемого Электронного правительства, — считает он. — А как показывает опыт стран-лидеров в построении таких систем, одним из определяющих факторов является наличие спроса на электронные государственные услуги со стороны их потенциальных потребителей».
По мнению г-на Чугунова, на данном этапе анализ и учет мнения потребителей и их потребностей должен стать основным инструментом совершенствования системы. Кроме того, он рассказал, что инициатива Северо-Западного ПРИОРа о проведении опросов населения о востребованности услуг Электронного правительства нашла поддержку в региональных органах власти, отвечающих за информатизацию. Речь идет и о возможности финансирования подобных исследований в еще пяти субъектах СЗФО. К 2008 г. опросы планируется провести во всех регионах Северо-Запада.
Андрей Чугунов считает, что «результаты таких исследований должны сформировать у властей готовность к работе в новом режиме, с использованием всего спектра возможностей ИТ». «Технологический потенциал у нас гораздо серьезнее, чем, например, у Эстонии, которая справедливо считается лидером в этой области. Однако отсутствие четко сформулированной государственной политики тормозит распространение новых моделей взаимодействия населения и власти», — уверен г-н Чугунов. Положительным примером, по его убеждению, может послужить система электронных госзакупок. Основываясь на минимальной правовой базе, в короткие сроки была создана система, которая одновременно обеспечивает прозрачность процедур и открывает новый рынок для ИТ-компаний.
«Динамика вообще становится положительной, — отметил Иван Павлов, директор Института развития свободы информации (ИРСИ), оценивая результаты опроса. — Органы госвласти в последнее время начали улучшать контент своих сайтов, наполняя их в соответствии с требованиями законодательства. Обновившееся, улучшенное предложение порождает и новую, возрастающую волну спроса. А спрос на такой "продукт", как содержание сайтов органов государственной власти, имеет антикоррупционный эффект. В дальнейшем, когда спрос в этой области станет более жестким и осознанным, подвижки произойдут и в качестве».
Также г-н Павлов положительно оценивает действия правительства РФ, которое «все чаще выходит с интересными законодательными инициативами в этой области». В частности, речь идет о законопроекте «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который был принят Госдумой в первом чтении. Текст проекта закона обязывает все государственные органы обеспечивать доступ к информации, в том числе посредством веб-сайтов. «Единственным его слабым местом на данном этапе является формулировка "может быть представлен на сайте…" вместо желаемого нами "должен быть…", когда речь идет о перечне информации, подлежащей размещению — это лишает законопроект «зубов», но мы будем дорабатывать его в этом направлении», — говорит Иван Павлов.
В целом, по его словам, правительство начинает с вниманием подходить к рассмотрению регламентов, затрагивающих вопросы предоставления информации населению, а также все чаще вступает во взаимодействие с негосударственными организациями и старается принимать во внимание их рекомендации касательно работы властных структур в сфере информатизации.
www.cnews.ru