Госдума поддержала терминалы дважды

Госдума РФ приняла во втором чтении проект закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и изменения в сопутствующие нормативные акты. Теперь сквозь терминал можно будет оплатить штрафы, государственные услуги и осуществить коммунальные платежи. Более того, поправки освобождают инициаторов платежей, не превышающих 15 тыс. руб., от обязательного указания паспортных и контактных данных.

Законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и сопутствующие ему изменения в ряд законодательных актов закрепляют право платежных агентов заключать договоры приема платежей непосредственно с поставщиком услуг. Это право предусмотрено Гражданским кодексом и рядом постановлений правительства России, и теоретически агентская схема была законна и ранее. Но в 2007 г. году из-за изменений в банковском законодательстве, предусматривающих появление банковско-агентской модели, и указания Банка России стало возможным расширительное толкование закона "О банках и банковской деятельности". Чтобы узаконить агентскую модель, в 2008 г. министр финансов Алексей Кудрин собрал рабочую группу, разработавшую ряд законопроектов, которые Госдума приняла в первом чтении 1 октября 2008 г. Проект закона "О деятельности по приему платежей" содержит единые условия и требования, которые надо выполнять владельцам терминалов (см. новость ComNews от 24 февраля 2009 г.).

Ко второму чтению несколько общественных организаций решили изменить законопроект. Еще в прошлом году члены Общественной палаты призвали депутатов Госдумы внести изменения в проект закона "О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами". Общественная палата рекомендовала не оснащать каждый терминал обязательной контрольно-кассовой техникой, поскольку это увеличит комиссию за платежи на 2,5%, и предложила внести изменения в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В результате в законопроект было внесено несколько новых положений. Например, расширен спектр платежей, осуществляемых сквозь платежные терминалы. Теперь сквозь терминал можно будет оплатить штрафы, государственные услуги, а также осуществить коммунальные платежи. Кроме того, согласно изменениям, оператор по приему платежей может принимать платежи только после того, как встанет на учет в Росфинмониторинге. Платежным субагентам запрещено принимать платежи, требующие проведения идентификации клиентов. Изменения коснулись и закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". "Освобождены от идентификации все платежи до 15 тыс. руб.", - поясняет председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким.

По словам Бориса Кима, в ближайшее время состоится третье чтение законопроекта, затем проект рассмотрит Совет Федерации. "После второго чтения в законопроект ожидают лишь технико-юридические поправки", - уверяет Борис Ким.

Участники рынка электронных платежей неоднозначно относятся к принятию законопроекта. "Мы поддерживаем принятие этого законопроекта и думаем, что в течение двух лет сможем увеличить выручку вдвое за счет расширения спектра платежей", - говорит президент компании "Объединенная система моментальных платежей" Андрей Романенко.

В проекте много упущений, убежден директор по маркетингу группы компаний "Элекснет" Вадим Шевченко. "По духу и по цели этот законопроект можно назвать "Законом о свободе платежей", по аналогии с указом "О свободной торговле", принятым в 1992 г. в эпоху полной разрухи и пустых прилавков с целью наполнить рынок хоть какими-то товарами под лозунгом "Товары любой ценой!", - рассуждает он. - С большой вероятностью данный закон - это оценка Госдумой результатов деятельности руководства страны и финансовых властей - в частности, по развитию финансового сектора за 10 лет. Если указ о "Свободной торговле" породил блошиные рынки, то этот законопроект создаст стимул для появления "блошиного рынка" финансовых услуг, что неминуемо приведет к оттоку значительной доли наличных расчетов из банковской системы и выведет этот поток из-под какого-либо контроля со стороны государства. В законопроекте оговорены права платежных агентов, но отсутствуют обязанности и механизм контроля их деятельности. Также данный законопроект не решает вопрос о защите прав потребителей. На наш взгляд, законопроект нарушает провозглашенный принцип о недопустимости двойных стандартов в регулировании одних и тех же финансовых операций".

citcity.ru

публикации сходной тематики

Комментирование закрыто.

 

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.

Реклама на сайте: